Закон ОСАГО (автоцивилка), Украина
Страхование ГПО автовладельцев является обязательным, страховой полис ОСАГО должен иметь каждый участник дорожного движения. Отсутствие страхового полиса «автогражданки» квалифицируется как серьезное нарушений и влечет за собой составление протокола и штрафа.
С целью регламентирования страхования ОСАГО 1 июля 2004 года был принят Закон «Об ОСАГО» (№ 1961-IV). С даты принятия Закона в его текст были внесены ряд поправок, о чем будет сказано ниже.
Законом регулируется страхование как внутренней «автогражданки», так и страхования «Зеленая карта», а также деятельность Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ), которое объединяет страховые компании, осуществляющие этот вид страхования.
Основные разделы Закона «Об ОСАГО»
Закон состоит из 7 разделов и 56 статей. В разделе 1 содержатся общие положения страхования ОСАГО, термины и определяется круг лиц, обязанных заключать страховые договоры «автогражданки».
В частности, раздел 1 дает определение:
- страхователя
- страховщика
- потерпевших (пострадавших)
- что такое страховой случай
- бонус-малус
- дорожно-транспортного происшествия
Раздел 2 посвящен заключению договора страхования и раскрывает такие процедуры как:
- Определение размера страхового платежа
- Определение страховой суммы
- Установление франшизы
- Расчет базового страхового платежа
- Мax размер платежей по «Green Card»
- Применение корректирующих коэффициентов «бонус-малус»
В разделе 2 содержится таблица для определения класса и корректирующего коэффициента «бонус-малус». Сведениями, приведенными в таблице, пользуются страховые компании при расчете страхового платежа в зависимости от безаварийного стажа водителя (автовладельца).
В этом разделе также прописаны сроки страхового договора ОСАГО и случаи, когда прекращается его действие.
Раздел 3 посвящен описанию процедуры выплаты страхового возмещения на территории Украины. Здесь приводится перечень вреда, причиненного жизни и здоровью потерпевшего, в том числе и моральный вред, возмещение вреда, связанного с лечением потерпевшего и другие нормы.
Раздел 4 описывает деятельность Моторного (транспортного) бюро Украины:
- основные задачи Бюро
- полномочия
- порядок регламентных выплат
- как происходит финансирование работы Бюро
- фонды МТСБУ и их источники
- работа Координационного совета
- работа и состав президиума и дирекции
Раздел 5 описывает требования к компаниям, осуществляющим страхование ОСАГО, и на каких условиях и кто может стать членом МТСБУ.
Раздел 6 посвящен информационному обеспечению и контролю.
Раздел 7 описывает заключительные и переходные положения.
Дополнения и изменения
Закон про ОСАГО с момента вступления его в силу 1 января 2005 года претерпел несколько дополнений и изменений. Согласно редакции, принятой в 2012 году, право осуществления страхования ОСАГО имеют только компании-члены МТСБУ. Таким образом, обеспечивается защита пострадавших в случае, если страховая компания окажется неспособной произвести выплату страхового возмещения.
Закон № 5090-VI предполагает новую редакцию Закона об ОСАГО в части, касающейся определения величины страхового платежа. Эта сумма определяется страховыми компаниями самостоятельно, исходя из базовых страховых платежей и корректирующих коэффициентов.
Для международной «автогражданки» этот показатель устанавливается на максимальном уровне Кабинетом Министров Украины. В редакции 2012 года были и другие изменения, которые автовладельцами были восприняты как позитивные.
Изменение в законе об ОСАГО 2021 года
В 2018 году приняты ряд поправок к закону, которые позволят любому водителю имеющему полис ОСАГО, пользоваться опцией прямого урегулирования конфликта, вне зависимости от того, является его компания участником соглашения или нет.
Кроме того, вместо обычного бумажного полиса появилась возможность составления договора в электронной форме (Е-ОСАГО). Это необходимо для того, чтобы противодействовать фальсификации полисов, а также упростить процедуру проверки для полиции и снизить траты на изготовление бумажных документов.
Также в электронном виде проводится урегулирование страховых случаев. Доступ к Европротоколу теперь можно получить при помощи смартфона или планшета, подключенных к интернету. Мобильное приложение имеет достаточно простой интерфейс и позволяет быстро урегулировать небольшие ДТП, не создавая пробки на дорогах.
Кроме того, изменения в закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности собственников транспортных средств» предусматривают выплату компенсации по долгам не имеющих денежных средств страховых компаний сразу после начала процедуры банкротства. Это позволит увеличить лимиты ответственности и внести ряд положительных новшеств для клиентов. Кроме того, велика вероятность пересмотра условий ОСАГО, в частности это будет касаться амортизационного износа и перехода к свободному ценообразованию.
Напомним, процедура оформления дорожно-транспортного происшествия путем составления Европротокола, действует в Украине уже несколько лет. Использование Европротокола позволяет участникам дорожного происшествия самостоятельно оформить протокол, тем самым экономя время и избавляя от ненужных дополнительных действий с привлечением правоохранительных органов.
Great article! I really appreciate the clear and detailed insights you’ve provided on this topic. It’s always refreshing to read content that breaks things down so well, making it easy for readers to grasp even complex ideas. I also found the practical tips you’ve shared to be very helpful. Looking forward to more informative posts like this! Keep up the good work!
Hello there! Do you know if they make any plugins to help with SEO?
I’m trying to get my site to rank for some targeted keywords but I’m not seeing very good success.
If you know of any please share. Thank you! I saw similar blog here:
Eco blankets
Howdy! Do you know if they make any plugins to assist with SEO?
I’m trying to get my website to rank for some targeted keywords but I’m not seeing
very good results. If you know of any please share. Cheers!
You can read similar art here: Warm blankets